Основная информация
Замечательный образец творческой одаренности Гауди – Каса Батло – дом Батло, расположенный на Пассеич де Грасия. Архитектор реконструировал дом Жозепа Батло-и-Касановас, богатого текстильного фабриканта. Архитектурное здание выглядит мифически.
Изогнутая линия крыши напоминает хребет гигантского дракона. Георгий-Победоносец считается святым покровителем Каталонии. Он пронзает копьем змея, что в религиозной символике означает победу над злом. Башня-«копье», увенчанная крестом, вонзается в «хребет дракона», керамическая облицовка здания сверкает его чешуей. На фасаде символично представлены и жертвы дракона: «кости» - оригинальной формы колонны основного и первого этажей, а также «черепа» - балконы дома. Внутренний дворик – любимое пространство Гауди – украшен небесно-голубой плиткой, и свет отражается от стен и проходит в комнаты.
Гауди ничего не скрывал и не пытался лавировать как профессионал. Мера привносимой им новизны становилась очевидной на завершающей стадии строительства дома. Сравнение плана старого дома Батло с конечным результатом позволяет сделать вывод о том, что Гауди строго следовал первоначальному замыслу. Прежний дом существовал в основном как прямоугольная структура: его план полностью соответствовал эскизу, каждый этаж был расчленен четырьмя удлиненными прямоугольными проемами окон. Мастер сохранил число последних, но радикально обновил их конструкцию и внешнее убранство, а также добавил к ним небольшие причудливые балконы (придав последним вид затвердевших и прилепившихся к стене капель меда), и в итоге пришел к совершенно иному типу дома.
Кованые парапеты, раньше используемые только в качестве балконной арматуры, теперь превратились в подвижные, артистично обыгрываемые и как бы слегка пульсирующие функциональные и декоративные элементы фасада.
Все прямолинейное и угловатое растворилось и стало незаметным, подчинилось единому неспешному круговороту. На зрителя воздействует именно фасад целиком, возведенный на сей раз в не совсем обычном строительном материале.
Любимый материал Гауди - кирпич - не используется здесь в его декоративных свойствах; фасад Дома Батло облицован плитами из мягкого песчаника, отчего он кажется смоделированным в глине. Последнему ощущению весьма способствует тщательная обработка поверхности камня. Гауди придает всему фасаду волнообразную и как бы колеблющуюся форму; сказочность облика дома усиливается мозаикой из цветных стекол и камешков, сверкающих под лучами солнца. Кровля исполнена преимущественно из керамических материалов и со стороны улицы кажется очень нарядной, особенно гребень крыши, декорированный по всему его динамичному излому голубыми, розовыми и зелеными "бусинами" и цилиндрами гончарных форм.
Все это может показаться плодом фантазии, попыткой ухода от реальности в мир сновидений. Однако Гауди, как обычно, не забывает о реальном окружении своего нового дома.
Зигзагообразная линия конька крыши вступает в сложную перекличку со строгим ступенчатым фронтоном дома слева; конструктивное решение всей кровли во многом объясняется теми же соображениями. Архитектор отказывается от полноценного чердачного этажа и как бы маскирует кровельную плоскость для того, чтобы по возможности поддержать порыв верхней части здания ввысь. В результате крыша Дома Батло обретает сходство с формой шляпы с полями или дамского чепца, а ее чудесная башенка наверху - с украшением головного убора. Башенка, как корона, увенчана крестоцветом - еще одним из часто встречаемых профессиональных "автографов" архитектора Антонио Гауди.
Артистично обыгрываемая повсюду линеарно-пространственная структура торжествует и во внутренних помещениях здания. Поистине гениальное развитие она получает в квартире хозяина дома. Здесь нет комнат в обычном понимании этого слова, настолько гармонично и целеустремленно одно пространство перерождается в другое. Гауди многого достиг в аналогичных поисках еще во Дворце Гуэля, однако в Доме Батло подобное решение пространства реализовано на неизмеримо более высоком уровне.