Основная информация
Освоение холма городом начиналось с площади Испании, ставшей главной площадкой Выставки 1929 года. Ансамбль ее до сих пор служит парадным входом на Монжуик.
Между двумя 47-метровыми копиями кампанилы c венецианской площади Сан-Марко начинается проспект Королевы Марии-Кристины (avinguda de la Reina Maria Cristina) - парадная перспектива, уводящая к гигантской лестнице на холм. Центральное место здесь занимает Волшебный фонтан (Font Magica) - аттракцион по последнему слову тогдашней техники, пляшущие в такт музыке струи воды с электрической подсветкой. Особой любовью отреставрированный недавно фонтан пользуется у русских туристов, считающих его едва ли не главной достопримечательностью Барселоны наряду с Саграда-Фамилией и магазинами El Corte Ingles.
Окружающие проспект здания выставочных павильонов, зеленые террасы и каскады фонтанов были спроектированы Пучем-и-Кадафалком. После его работ начала века подъем на Монжуик может разочаровать: к концу 1920-х годов архитектор уже видел в модернизме политически неблагонадежное баловство, так что весь ансамбль выдержан в духе несколько барочной монументальности. Однако замыкающий перспективу Национальный дворец (Palau Nacional) наверху лестниц и эскалаторов все равно смотрится весьма впечатляюще. По эффектности с ним в этой части города могут сравниться только виды, открывающиеся у дверей дворца на проспект Королевы Марии-Кристины, площадь Испании и старую арену для боя быков.
Изначально все павильоны, построенные к Выставке, предполагалось снести по окончании мероприятия, однако некоторые решено было сохранить. Во дворце разместился замечательный Национальный музей каталонского искусства (mnac), а симметричные здания по обеим сторонам проспекта у подножия холма используются для всевозможных торговых и промышленных выставок и ярмарок (Fira de Barcelona).
Однако самое революционное здание Выставки - павильон Германии (Pavello Mies van der Rohe) работы Людвига Мис ван дер Роэ, ставший символом рационалистической архитектуры, был благополучно снесен. То, что стоит сейчас на этом месте, в минуте ходьбы справа от подножия лестниц, - реконструкция 1986 года. Невероятной чистоты линий здание из стекла, хромированной стали и разных сортов мрамора царственно пустует, если не считать сувенирной лавки, скульптуры "Утро" Георга Кольбе в бассейне и нескольких копий прославленного "Барселонского кресла", придуманного Мис ван дер Роэ для немецкого павильона и с тех пор растиражированного по офисам всего мира.